Спасский Староярмарочный собор

г. Нижний Новгород, Ярмарочный проезд, 10

Это самая старая ярмарочная постройка, которая появилась в первые годы проведения Ярмарки на левом берегу Оки, близ Нижнего Новгорода. Собор позволяет вспомнить и первого архитектора Ярмарки А. Бетанкура, и его ученика архитектора О. Монферрнана, и архитектурные традиции тех лет, и традиции собственно Ярмарки.

Нижнему Новгороду повезло, что главным архитектором Ярмарки был назначен главный инженер России, испанец по происхождению — Августин Августинович Бетанкур. Скорее всего, именно он выбрал место для будущего собора. А проект разработал тогда еще не очень известный архитектор Огюст Монферран. Этим и объясняется несомненное сходство с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге.

Бетанкур и Монферран были людьми своего времени, в котором господствовал стиль классицизм. Собор имеет пять куполов, в барабанах которых есть окна, которые украшены полуколоннами ионического ордера. Большие окна барабанов куполов позволяли использовать максимально верхний свет. Южный и северный фасады имеют портики тосканского ордера, восточный и западный фасады украшены полуколоннами.

К сожалению, не сохранилось внутреннее убранство храма, а оно представляло бы историческую ценность. Расписаны стены были учениками Ступинской школы (единственная художественная провинциальная школа в Арзамасе, выпускником которой был Перов). Росписи не сохранились. Иконостас принадлежит уже нашему времени, но при его создании мастера учитывали каноны классицизма: это чувствуется и по цветовой гамме, и по росписи.

Около храма, с южной стороны, есть часовня, которая имеет отношение к истории Нижегородской Епархии. В этой часовне похоронен митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. Именно с ним связано возрождение Епархии в 90-е годы, в частности перенесены мощи преподобного Серафима Саровского. 

История собора имеет прямое отношение к Нижегородской Ярмарке и позволяет рассказать о нравах, которые были в купеческой среде. Первоначально иконостас был расписан итальянским живописцем Торричелли. Естественно, он, как представитель европейской школы, создавал свои творения в несколько вольной манере. Фигуры святых на образах были с обнаженными частями тела, что вызвало возмущение у купечества. Купцы стали ходить в храм со своими иконами. Но так долго продолжаться не могло: спустя несколько лет появляется новый иконостас, расписанный В. Стасовым. 

 

Поделиться